Странствующий рыцарь театра

За сорок лет творческой деятельности режиссер Андрей Викторович Лапиков изъездил всю страну, осуществляя постановки на самых разных театральных площадках, в разных городах, с разными труппами, с самым разным, подчас весьма неожиданным драматургическим материалом.

Все театральные жанры ему подвластны, от трагедии до фарса, от водевиля до мистерии, а некоторые из его работ имеют немалую аншлаговую славу. Например, «Тартюф» в Барнауле выдержал двадцать пять аншлагов подряд, «Гамлет» — более тридцати. И сегодня в Театре Драмы Комсомольска-на-Амуре он готовит премьеру на открытие 81-го сезона. Что это будет? Все в нетерпении…

Ровно за месяц до назначенной премьеры состоялась наша беседа с режиссером, в ходе которой он рассказал, что ставит спектакль по пьесе «Дама-невидимка».

– В этот раз мы взяли к постановке комедийное произведение, – пояснил Андрей Викторович, – Комедия интриги, написанная великим испанским классиком Педро Кальдероном. Действие разворачивается в XVII веке в Мадриде. Казалось бы – чужое, старое, несовременное… зачем? Давно было. Четыреста лет прошло. Но классика на все времена. Мы адресуем свой спектакль именно молодым людям, стараемся адаптировать старинный текст так, чтобы было понятно и доступно. В постановке занято тринадцать актеров, это молодой состав труппы. Исполнители главных ролей – дебютанты, только что с ученической скамьи. Знаю этот театр давно, ставил здесь когда-то два спектакля, а теперь хочется чего-то другого, принципиально иного материала, требующего фантазии и блеска. Действия с запутанной и увлекательной любовной интригой, насыщенного музыкой, движением, танцами, фехтованием. С авантюрным сюжетом, полным загадок и тайн. Испанского театра давно не было в репертуаре, а это другая эстетика, другой выразительный язык и посыл. Есть стремление выполнить, может быть, самое простое пожелание публики – прийти в театр, как на праздник. И хотя мои интересы далеки от принципов так называемого буржуазного театра, который готов на все, лишь бы только понравиться публике, в этот раз мы хотим предложить настоящий – красочный, яркий, фантазийный праздник.

При том, что сюжет старинной испанской пьесы режиссер Андрей Викторович Лапиков признает комедийным, игривым и простым, не таков он мастер, чтобы увлечься пустой костюмной безделушкой. Драматургию эту он считает очень серьезной.

Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681) был младшим современником Шекспира и Сервантеса, последователем Лопе де Вега и Тирсо де Молины, наследником традиций «золотого века» испанского театра. Все эти авторы были величайшими философами, мудрецами, и ужасными пессимистами. Блестящие аналитики, на основе происходящего вокруг они делали вывод о том, что жизнь слишком сложна, необъяснима и непредсказуема, а возможности человека ничтожно малы перед ее неуправляемой стихией. Но потому они и гении, что, сознавая трагедию бытия, давали современникам силу верить в добро. Во времена страшных европейских войн и междоусобиц, процессы разрушения, падения и хаоса достигли таких масштабов, что противостоять этому можно было лишь, вооружившись мощными идеалами и верой в любовь. В дни испытаний можно оставаться человеком, лишь опираясь на честь и верность слову.

Пьеса Кальдерона, выстроенная по канонам испанского барокко, использует многие мотивы, характерные для той непростой эпохи – ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии. «Жизнь есть сон» – говорил Кальдерон. А во сне чего только не может случиться? Или может не случиться? Но когда сюжетная ситуация настолько запутывается, что уже начинает выходить из-под контроля, срабатывает «защита» жанра. Все кончается благополучно. Автор как бы говорит актерам: «А давайте закончим эту пьесу хорошо » – и, по законам, данным свыше, по воле зрителя, автора и самого Его Величества Театра все именно так и происходит. И все вместе мы понимаем снова и снова – чтобы не утратить человечности в этом хаосе, в этом вихре текущих дней, в испытаниях судьбы, сохраняйте любовь. Только любовь поможет одолеть преграды, ибо любовь – исповедальное знамя, и пища, и кровь ее бесстрашных рыцарей. Такова главная художественная метафора «Дамы-невидимки» – история любви в непредсказуемой стихии жизни.

У Андрея Викторовича Лапикова прочная репутация режиссера, всегда предлагающего зрителю зрелище со сверхзадачей, полное тонкой иронии, построенное на парадоксах, яркое и художественно-выразительное. Конечно же, театралы Комсомольска помнят и «№ 13», и «Свободную пару», поставленные им на нашей сцене десять лет назад и имевшие шумный успех у той части зрителей, которые ценят умный, тонкий юмор, психологически четкие характеристики персонажей, иронию, раздумья о сложностях и нелепостях текущего бытия, о смысле жизни человека. Лапиков – мастер динамично раскручиваемой интриги, способный выжать из любого сюжета максимум энергии, предложить небанальные варианты развития действия и мощную кульминацию в финале.

Маниакально зацикленный на своем деле, он любит повторять: «Страдаю от обилия свободного времени. Работать мне всегда интереснее, чем не работать», – и это еще один повод не просто ждать, а буквально предвкушать открытие театрального сезона как нечто из ряда вон выходящее. До встречи на премьере 25 октября.

Оцените статью
Комсомольск
Добавить комментарий