К 80-летию Комсомольского-на-Амуре театра драмы. В ЧЕСТЬ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ

Как отмечаются обычно большие театральные юбилейные торжества? Планируется большой юбилейный концерт, конечно, премьера, но… в этот раз было и еще нечто совершенно необыкновенное: на здании городского драматического театра открыта мемориальная доска Нине Николаевне Ярцевой – народной артистке России, прослужившей здесь почти 50 лет.

Более трехсот ролей сыграла любимая комсомольчанами актриса за эти годы. Это были образы трагические и комические, характерные и лирические – в любом случае зритель ждал выхода Нины Ярцевой на сцену, потому что это всегда было необыкновенно интересно.

На крыльце театра – ковровые дорожки, цветы, торжественные речи…

Сегодня сюда пришли не только те, кто знал Нину Николаевну лично, кто многократно видел ее на сцене, но и те, кто слышал о ней многочисленные рассказы – ведь многое из того, что она делала в профессиональной области, стало уже легендой, приобрело статус культурного наследия. Она всегда, например, говорила, что актер не притворяется своим персонажем, он живет в его шкуре, сливаясь с его сутью, и только в этом случае получается убедительный образ. Неуемно оптимистичный нрав «бабы Нины», как часто ее называли в труппе, частенько спасал коллег и от уныния, и от сплина, и от творческого застоя. Никогда не гнушалась она актерских штудий, никогда не делала себе скидок на возраст, «заслуженность» и «маститость».

Сейчас в театре работает дочь Нины Ярцевой – заслуженная артистка России Евгения Ярцева, которой и предоставили честь снять покрывало с мемориала работы нашего замечательного скульптора Надежды Семеновны Ивлевой. Комсомольск знает и гордится тем, что вот уже шестьдесят лет она живет и работает здесь. Мемориал павшим в Великой Отечественной войне, мемориальные доски писателю Задорнову, доктору Пендрие, поэту Заболотскому, многие другие произведения Ивлевой входят в золотой фонд Истории и Памяти нашего города. Два года напряженной работы ушло у Надежды Семеновны на проект «Народная артистка России Ярцева», который она выполняла со свойственным ей искренним душевным порывом. «Два года и вся жизнь», – так отвечает она сама на вопрос о сроках. Да и причем здесь сроки, когда речь идет о подлинном акте творчества? И есть во всем этом некое сходство судеб этих выдающихся комсомольчанок, женщин, безраздельно и целиком посвятивших себя Большому Искусству – одна-лицедейству, другая-скульптуре.

НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК ТЕАТРА

Осуществил постановку мольеровского «Лекаря поневоле» Владимир Борисович Оренов, знакомый многим по телевидению – на канале «Культура» в течение двенадцати лет выходила в эфир его еженедельная передача о театре «Фрак народа». И вот теперь Оренов – режиссер юбилейной премьеры в нашем городе! «Дивный спектакль», «Шумно, весело, театрально», – услышала я мнения посмотревших генеральную репетицию, и, к счастью, премьера подтвердила эти восторженные отзывы.

Мольер создал жанр бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетаются с изяществом и артистизмом. Неистощимая фантазия, остроумие и яркость мольеровских образов сделали его пьесы вечными. Фантазия и остроумие Оренова, дополнив ткань пьесы современными реалиями, помогли донести до зрителя всю театральность, гротеск и огонь Мольера. Жесткая сатира, уморительно смешной фарс, прекрасная сценография, динамичность действия и нескончаемая ирония – такой букет делает зрелище незабываемым, что и требовалось от юбилейной премьеры.

Где же искать потерянный дар речи? Где копчик, а где мозг? Что там за зловредность возникла в брюшной полости предплечья? Откуда сердце в коленке?! Похоже, случай клинический! Надо срочно применять сильнодействующие средства! Пилюли из протухшего сыра, клистиры и микстуры из листьев подвернувшихся под руку растений. Именно так и поступает главный герой мольеровской комедии – гуляка и выпивоха, простой вязальщик хвороста волею судьбы вынужден изображать высокоученого лекаря – и невозможно удержаться от смеха, когда он начинает высокопарно и громогласно нести ахинею, выдаваемую за латынь. Еще смешнее то, что все невежды вокруг верят в его несуществующий талант врачевателя. Более того, безоговорочно готовы следовать его абсурдным советам и бредовым рекомендациям, при этом щедро вознаграждая шкодливого, изворотливого пройдоху.

В зале не стихает смех, пантомимы и буффонады сменяют друг друга, актеры потешаются и над нами, и над собой, поют, танцуют и внезапно садятся на шпагат. То и дело звучат со сцены общеизвестные цитаты из французской музыки – это и знаменитый Легран, и сама марсельеза, и музыка из оперетт Оффенбаха в исполнении Большого симфонического оркестра Парижской Грант-Опера. Но и это еще не все! Присутствует на сцене и самый настоящий, живой и прекрасный «надежды маленький оркестрик» под управлением композитора – сподвижника музыки и театра (как назвал его сам Оренов) Антона Трубянова. То нежным, чистым звучанием флейты, а то и громовым раскатом ударных сопровождает мини оркестр стремительно развивающееся действие. При этом лица музыкантов скрыты масками в стиле комедии дель-арте, они в напудренных париках согласно моде мольеровской эпохи, к тому же взирают на всю происходящую перед ними суету весьма индифферентно, что создает дополнительный комический эффект.

Поймала себя на мысли, что комсомольчане так яростно аплодируют еще и потому, что просто соскучились по дуэту Евдокимов-Барская, по представителям старшего поколения труппы – Леониду Лелькину, Виктору Пушкину, по веселью и бурлящему каскаду трюков. Едва успеваешь следить за сменой событий и ярких, неожиданных персонажей Дмитрия Баркевича, Владимира Куличенко, Дмитрия Стертюкова, Ивана Бекбаева, Александра Саранчина, Егора Расторгуева, Ирины Фоменко, Ларисы Гранатовой, Натальи Родиной. А клоуны-мимы – Евгений Бадулин, Юлия Клепикова, Марина Шатова – с красными гуттаперчевыми носами, и, как водится, в обтягивающих трико, предлагают нам как бы «сурдоперевод» всего происходящего, создавая своеобразный, весьма забавный, психологически-пластический рисунок пьесы.

Зрелище, с тонкой иронией стилизованное в духе эпохи, получилось не злой сатирой, а, скорее, доброй иронией над происходящим. Режиссер склонен не критиковать, а подшучивать, не насмехаться, а по-доброму улыбаться над героями и их запутанными обстоятельствами. Так что всем, кто хочет получить удовольствие от веселой костюмированной игры, легкой умственной забавы – добро пожаловать на спектакль «Лекарь поневоле», где вас ждут веселые розыгрыши и любовные интриги, клистиры и пилюли, вальсы и галопы, акробатические трюки и головокружительные канканы.

Татьяна Чанова, журнал «Комсомольск»

Оцените статью
Комсомольск
Добавить комментарий